Реформа образования Александра II (1863-1864 гг.)

18.12.2017 Категория: Образование и наука Подкатегория: История 83

Многочисленные реформы, проведенные Александром II за время своего царствования, до сих пор вызывают много споров. В то время они казались невероятно либеральными — но конечно, обладали и минусами, и в конечном итоге, не смогли удержать страну от революции.

Одной из самых интересных является образовательная реформа 1863 – 1864 годов. Посмотрим, что нового появилось в государственной системе в эти годы, и узнаем, за что хвалили и ругали реформы Александра II современники.

Увеличение доступности образования и стремительный рост количества женских училищ

Вступив на царство, Александр II столкнулся с тем фактом, что высшее и даже начальное образование остается привилегией обеспеченных слоев населения — дворян, купцов, интеллигенции. Кроме того, грамоте и наукам почти не обучались женщины, а еще сама суть образовательного курса безнадежно устарела. Все это требовалось изменить.

При Александре II:

  • ВУЗы получили больше свободы в своих действиях и во внутренней организации. Теперь университеты могли самостоятельно заведовать своим хозяйством и выбирать должностных лиц без постороннего вмешательства.
  • Образование было разделено на классическое и «реальное». Гимназии для интеллигенции и дворян по-прежнему делали упор на изучение языков и философии, в реальных училищах больше преподавались точные науки.
  • Появились женские гимназии, куда принимали учениц из всех сословий, а также высшие учебные курсы для женщин. Стремительный рост их числа продемонстрировал, насколько востребованным было женское образование в стране.
  • Выходцы из низших социальных слоев могли посещать не только церковно-приходские, но и светские народные школы.

За что критиковали образовательную реформу Александра II?

Ни одно нововведение не обходится без недостатков — и множеством минусов обладали образовательные реформы 1860-х годов. Прежде всего, сразу же появился вопрос о том, а действительно ли образование стало доступнее? Ведь с одной стороны, реальные училища были рассчитаны в основном на представителей среднего и низшего класса. Но с другой — в них не преподавали некоторых дисциплин, без знания которых было нельзя поступить в университет.

Кроме того, была упразднена практика допуска вольнослушателей. Это ограничило возможности все тех же низших слоев — теперь им было сложнее заниматься самообразованием, поскольку к посещению лекций допускались только «полноправные» студенты.

Поделиться в соцсетях:


Случайная статья