Гипербола: что это такое?
Для того чтобы сделать высказывание ярким и выразительным, путем намеренного преувеличения существует такое понятие в русском языке как гипербола. При использовании в разговорной речи гиперболы говорящий пытается обратить внимание на какое-либо событие или предмет.
Причем преувеличивая настолько, что в реалии это оказывается за гранью возможного. Гипербола обязательно должна употребляться в определенной ситуации, то есть «в тему».
Гипербола – это значительное преувеличение чего-либо ради предания большей значимости какому-либо предмету или действию.
Гиперболы: примеры.
Гиперболы в разговорной речи.
Например, такое гиперболическое высказывание, как «хлеба в доме – ни крошки!» не может употребляться как констатация факта. Тут идет речь просто об отсутствии хлеба в доме, а ни хлебных крошек, естественно. Высказывающийся просто преувеличивает, дабы показать, что в доме абсолютно нет хлеба. Решающим фактором в порождении гиперболического высказывания являются оценка ситуации и соотнесение ее с высказыванием. Приведем еще несколько примеров:
«Я тебе тысячу раз повторяла» - очень много раз;
«Сто лет не виделись» - очень давно;
«Плечи размером с дверной проем» - огромные плечи.
Гиперболы в литературе.
Гипербола, наряду с разговорной речью, так же используется в литературе. Различие литературной и разговорной гиперболы в том, что в разговорной речи человек употребляет уже существующие высказывания, а литературный автор пытается придумать свое преувеличение для создания неповторимого образа своей картины.
Представьте себе, если бы не существовало такой стилистической фигуры, как гипербола, все произведения русских писателей и поэтом потеряли бы свое превосходство и великолепие. Например:
«У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением» - Н.В. Гоголь.
«Четыре года мы побег готовили, харчей три тонны мы наэкономили…» - В. Высоцкий.