Комплаенс-контроль — в чем суть и назначение системы?
Комплаенс — достаточно новый термин, имеющий непосредственное отношение к бизнесу. В зарубежных источниках его можно встретить намного чаще, чем в российских. Но в последние годы и отечественные структуры уделяют все больше внимания комплаенсу. Что это такое, и для чего нужно?
Комплаенс — суть термина и его практический смысл
В буквальном переводе с английского комплаенс означает «согласие» и «соблюдение», следование установленным порядкам. Понятие принадлежит к разряду многосоставных, поскольку затрагивает очень многие области бизнес-процессов. Простыми словами можно сказать, что комплаенс — это слежение за соответствием деятельности некой организации всем локальным и международным правовым нормам.
- Суть заключается в том, что любой бизнес направлен на получение прибыли — а значит, предприниматели часто сталкиваются со сложными юридическими и этическими ситуациями.
- Кто-то решает пренебречь этикой и законом ради выгоды, кто-то отказывается нарушать установленные нормы.
- Комплаенс-контроль — система, осуществляющая наблюдение именно за законностью деятельности предприятия во всех сферах.
Комплаенс контролирует риски, связанные с неисполнением законодательных норм, внутренних документов и нормативов регулирующих организаций. Направлена система в первую очередь на избежание штрафов — случайное выявление нарушений может привести к тому, что компания попадет под серьезные санкции.
Зачем нужна отдельная комплаенс-система?
При изучении термина неизбежно возникает вопрос — почему организации не могут просто соблюдать правила, и для чего нужно внедрять целую комплаенс-систему на отдельно взятом предприятии?
Дело в том, что правил существует слишком много — где-то они пересекаются друг с другом, а где-то могут вступать в противоречие. И организация может нарушить предписанные нормы не умышленно, а просто по случайности — однако это все равно повлечет за собой штрафы и репутационный ущерб. На практике оказывается гораздо выгоднее внедрить комплаенс-систему и таким образом предотвратить возможные санкции.
Кроме того, международные компании, имеющие представительства в других странах, просто обязаны следовать мировым нормам и внедрять комплаенс-контроль. Иначе они не смогут работать на зарубежном рынке, где комплаенс-службы распространены повсеместно.