Что такое недобросовестная конкуренция?
Здоровый рынок не может существовать без конкуренции — борьба за покупателя между компаниями стимулирует каждую из них работать над максимальным качеством продукции. Однако существует такое понятие, как недобросовестная конкуренция — и она может быть наказана по закону.
Чем отличается недобросовестная конкуренция от обычной, и в каких формах она выражается?
Получение прибыли за счет нанесения ущерба конкуренту
В здоровых конкурентных условиях борьба между компаниями выглядит следующим образом: фирмы продвигают каждая свой продукт, работают над качеством товара, стремятся привлечь покупателя именно к своей продукции. Побеждает в итоге тот производитель, который лучше продумал маркетинговую компанию и учел все интересы потребителя.
Недобросовестная конкуренция базируется совсем на другом принципе. В этом случае некая фирма действует откровенно во вред компании-сопернику, копирует ее выигрышные ходы, пытается убедить покупателя в первую очередь в том, что конкурент предлагает плохой товар.
Встречаются следующие разновидности недобросовестной конкуренции:
- Распространение ложных сведений, порочащих честь некой компании в глазах потребителей — при том, что компания-конкурент прекрасно осведомлена о ложности этой информации.
- Использование в собственных целях чужого товарного знака, бренда, логотипа, применение похожих упаковок или конкретных рекламных акций — то есть, попытка получить прибыль за счет сходства с конкурентом.
- Шпионаж — неправомерное похищение интеллектуальной собственности конкурента, коммерческой тайны, ее перепродажа или использование в своих целях.
- Нанесение материального ущерба конкурирующей фирме — например, прямая порча имущества или срыв рекламного мероприятия.
Иногда недобросовестная конкуренция наносит серьезнейший ущерб бренду, оказавшемуся в роли пострадавшего. И речь идет не только о падении уровня продаж, но и об испорченной репутации, порой — о вынужденном полном уходе с рынка.
Как бороться с нечестной игрой конкурентов?
Поскольку в большинстве стран мира понятие недобросовестной конкуренции оформлено юридически, такие действия фирм-соперников можно покарать по закону. Для этого необходимо:
- самостоятельно или при помощи юристов изучить нормы закона о конкуренции;
- определить, какие из них были нарушены соперниками, и собрать доказательства;
- подать иск в суд или в прокуратуру.
Если приведенные доказательства будут сочтены весомыми, суд встанет на сторону пострадавшего.