Что такое франшиза?
Слово «франшиза» переводится с французского как «льгота». Этот термин употребляется в бизнесе, страховании и медиапространстве в разных значениях.
Франшиза в бизнесе
Франшиза – право на ведение бизнеса под брендом иной компании (франчайзера), заимствование ее бизнес-модели. Покупателя называют представителем или франчайзи, а его отношения с продавцом – франчайзингом.
Чаще всего под франшизой подразумевается именно использование чужого бренда. Например, бизнесмен может заплатить компании McDonalds, чтобы повесить одноименную вывеску на свое кафе. Тем самым он привлечет больше клиентов.
Бизнес-модель зафиксирована в стандарте компании. Ее тоже можно передать партнеру, чтобы он изучил ее перед открытием франчайзиногового предприятия. Франчайзи обязательно контролирует качество работы представителя, так как его действия влияют на репутацию всей сети.
Франшиза в страховании
Франшиза подразумевает, что владелец полиса при наступлении страхового случая должен внести какую-то фиксированную сумму. Есть условная и безусловная франшиза.
Например, речь идет о страховании квартиры и франшиза составляет 30 000 рублей. Жилище затопил сосед сверху, на ремонт необходимо 40 000 рублей. При условной франшизе владелец выплатит 30 тысяч из своего кармана, а 10 тысяч добавит страховщик. При безусловной всю сумму покроет страховая компания, ведь владелец платит только за ущерб менее 30 000.
Условия могут быть и другими. Франшиза встречается в туристическом, автомобильном и имущественном страховании. Для туристов такая страховка однозначно не рекомендована, а в других случаях может выгодной.
Медиафраншиза
Франшиза в медиапространстве означает линейку продуктов (кино, компьютерных игр, телешоу и т. д.), связанных общими элементами, чаще местом действия или героями. Она начинается с одного произведения: например, в 2008 году Marvel выпустила фильм «Железный человек». Все фильмы и сериалы, продолжающие события в той же вселенной, считаются одной франшизой, даже если в них не появлялся главный герой «Железного человека».
Франшиза – многозначный термин. В медиапространстве и бизнесе он связан с правом на интеллектуальную собственность. В страховании он означает возмещение части убытков.