Аккредитив — что это такое, и в каких случаях его используют
Крупные финансовые сделки всегда связаны с большими рисками. И неважно, идет ли речь о финансовых отношениях между двумя людьми или о партнерстве между фирмами. При любых условиях продавец и покупатель, недостаточно хорошо знакомые друг с другом, вполне справедливо опасаются мошенничества. Продавец не может быть уверен в том, что получит деньги за собственный товар, а покупатель боится потерять средства, но так и не получить предмета, за который эти средства были уплачены.
Наиболее удобным решением в такой ситуации становится аккредитив — финансовый инструмент, аннулирующий любые риски при сделке.
Аккредитив — в чем суть, и как выглядит операция?
Согласно определению, аккредитив — это специальный счет, который используется для денежных расчетов между продавцом и покупателем и гарантирует полную безопасность и прозрачность сделки. Алгоритм использования аккредитива выглядит следующим образом:
- продавец и покупатель заключают между собой письменный договор, в котором подробно расписывается порядок передачи средств по сделке при помощи аккредитива;
- покупатель обращается в банк и резервирует специальный счет, на который вносит средства, предназначенные для передачи продавцу;
- после этого об открытии аккредитива банк уведомляет продавца — но забрать средства со специального счета тот может далеко не сразу;
- продавец обязан предоставить банку все документы, подтверждающие абсолютное выполнение составленного договора — иными словами, доказать, что товар уже отправлен покупателю;
- когда документы будут проверены и одобрены, банк сможет перечислить зарезервированные средства на счет продавца.
На этом этапе сделка будет считаться завершенной, а аккредитив полностью выполнит свои функции.
Выгоды аккредитива очевидны — если сделка проводится с использованием данного инструмента, интересы обеих сторон оказываются надежно защищены. Продавец может получить оплату только в случае честной отгрузки товара — поэтому покупатель может не бояться, что его деньги исчезнут «в никуда». Но в то же время и отгрузка товара совершается лишь после открытия аккредитивного счета — продавец заранее знает, что оговоренные средства уже ждут его в банке, а не являются голословным обещанием со стороны клиента.
Как правило, при постоянных контактах в бизнесе аккредитивы не используются. А вот при работе с новыми партнерами инструмент применяют очень часто. Не меньшей популярностью пользуется аккредитив и у физических лиц, совершающих крупные приобретения.